пятница, 24 мая 2013 г.

Семь уровней смысла.


  Данная статья возникла из наблюдений за процедурой приема на работу на одном крупном производственном предприятии. Так как производство является достаточно вредным и опасным, то эта процедура оказалась сильно усложненной, и, скажем так, далеко не оптимальной.
 Однако, подобная модель оказалась чрезвычайно наглядной, чтобы продемонстрировать различные уровни человеческого понимания и вероятные поведенческие стандарты, соответствующие достигнутому уровню.
 Итак, зададимся вопросом, как можно оптимизировать упомянутую процедуру (ладно, для профессионалов пусть будет бизнес-процесс) приема на работу. Казалось бы, ну чего проще? Но это только на детский, поверхностный взгляд. На первый уровень понимания.

1. Уровень смысла.
 А чего тут думать? Нужно выгнать в шею всех плохих сотрудников, которые тормозят и бюрократизируют процесс, и набрать хороших, улыбчивых и исполнительных.
 Это и есть нижний уровень понимания – уровень простого исполнителя, не способного понять, что плохих людей в принципе не бывает.  Есть неправильные цели и бестолково распределенные обязанности и задачи. Рыба, как известно всегда гниет с головы, поэтому экзекуция хвоста – это самое бесполезное из возможных способов повышения эффективности.
 И все-таки такой уровень понимания существует, да и не сказал бы, что он совершенно не актуален в бизнес-практике.

2. Уровень смысла.
 Нужно оптимизировать процесс. Нужно создать единое окно выдачи направлений, согласовать между собой сроки приема и месторасположение различных служб, оптимизировать процесс доступа на территорию и пропускной режим, установить нормативы и гибкую систему мотивации от результата.
 Это уже уровень понимания менеджера среднего звена, бюрократа. Причем если такой бюрократ станет топ-менеджером, все процедуры на предприятии станут работать просто идеально. Сотрудники и управленцы будут очень довольны слаженной и уютной атмосферой.
 Но такое предприятие просуществует недолго, так как оптимизация бизнес-процедуры имеет смысл только в одном случае: она позитивно сказывается на работе предприятия, на уменьшении затрат или повышении достоинств продукции. А это почти всегда уют исключает.
 И здесь мы подходим к новому уровню смысла.

3. Уровень смысла.
 Нужно сделать процесс экономически целесообразным, убрать все, что не создает экономическую стоимость акционерам.
  И вот здесь мы начинаем рекомендовать вещи, которые никому не нравятся. Что нужно акционерам, здоровье рабочих, или прибыль, конкурентная позиция и инвестиционные проекты? Нужно ли реально лечить рабочих, или использовать медицинскую службу с целью минимизации возможных издержек от исков пострадавших от производственных травм или профессиональных заболеваний?
 Нужно ли платить полновесную монету за такой дармовой ресурс, как люди, если его и так девать некуда? Бабы ещё нарожают.
 Думаю, что рекомендации по реорганизации бизнес-процесса, следующие из этого уровня понимания очевидны, перечислять их не требуется. Назову только предельный вариант циничного решения проблемы: использование вахтовым методом бесправных и нелегальных наемников, так называемых «таджиков».

4. Уровень смысла.
  Нужно сделать процесс экономически целесообразным в долгосрочной перспективе.
  На этом уровне понимания приходит осознание, что использование «таджиков» представляет собой пример самой глупой и неэффективной экономии. Что-то вроде того, что «чтобы коровы давали больше молока и меньше ели, их надо больше доить и меньше кормить». Как негативный пример приведу ставших притчей во языцех «маршрутчиков», которые за счет своей безмерной эксплуатации по принципу полной деградации профессии, стали одним из самых опасных социальных явлений.
 И, как позитивный пример приведу СССР, где большинство предприятий ставали вторым домом для людей и целых семей, опыт, который позднее был достаточно тупо скопирован японцами и преподнесен миру, как «японское чудо».
 На этом уровне понимания приходит осознание прямой пользы от, казалось, экономически бессмысленной  заботы о здоровье работников. И если продолжить эту логику, мы прямо приходим к осознанию долга предпринимателя в служении людям, а не прибыли. На уровень понимания такого великого человека, как Генри Форд. 

5. Уровень смысла.
 Нужно исходить из приоритета долга и служения людям, а не экономической целесообразности.
 На этом уровне понимания начальник принимает решения руководствуясь исключительно своими представлениями о нравственности и пользе тех, кем он управляет.
 Но ведь начальник не обслуга и не лакей для своих подчиненных! Далеко не всегда людям требуется забота и защита, они, как правило, развращают людей.  И предприятие, ведомое таким Дон-Кихотом, развалится гораздо быстрее, чем возглавляемое бюрократом из пункта 2 или гусаром из пункта 1.

6. Уровень смысла.
 Нужно создавать вакансии и спрос на людей, а не просто выращивать человеческое стадо.
 На этом уровне понимания искренняя забота о людях трансформируется из обеспечения условий комфорта и неуклонно растущего потребления в задачу мотивации трудом, создания особых персональных вакансий, требующих от людей полной самоотдачи, максимального вовлечения людей в полезную деятельность, создание для каждого человека возможности самореализации.
 Решение этой задачи крайне сложно, исторические прецеденты успешного решения её мне неизвестны. Причем история людей, пытавшихся правильно решать указанную задачу кровава: от братьев Гракхов (решавших задачу массового паразитизма и занятости в Древнем Риме), бесчисленных вождей крестьянских бунтов (выступавших против уничтожения независимых трудовых крестьянских общин), до Томаса Мора и других утопистов (прославлявших труд в отличие от современных европейских и англосаксонских структур социального обеспечения, которые массово штампуют социальных паразитов).
 Но современный уровень развития производительных сил требует именно такого рода производственных отношений.
  Последний ли это уровень?

7. Уровень смысла.
  Мало воспитать умных, образованных, дисциплинированных, разносторонних и трудолюбивых людей, настоящих профессионалов. Свиньи тоже могут быть интеллектуальными, поджарыми и добродушными.
 Кроме внешнего благообразия требуется так же и духовный рост, нечто более важное, чем послужной список, гениальные открытия или произведения культуры.
 Нужны не просто классные специалисты. Нужны Люди с большой буквы, сильные духом, справедливые, смелые и надежные. Люди, способные любить, и способные взять на себя любое дело, любую ответственность, знающие, когда нужно высказаться, а когда и промолчать. Настоящее зерно, ради которого трудился Сеятель.

  Именно таковы уровни созревания человеческой пшеницы. Причем не исключено, что эти уровни отнюдь не исчерпываются цифрой семь, ведь только наш мир конечен и временен.
  Но данный пример анализа возможных способов оптимизации банальной процедуры приема на работу просто идеально показывает, что следует понимать под прогрессом и управлением людьми, предприятием, обществом.
  И какой из уровней смысла в нем пока преобладает.

P.S. Хотелось бы обратить внимание, что последний уровень перекликается с первым и сводится к замене «плохих» людей на «хороших». Только не методами рубаки-гусара, а методами мудрого священника, настоящего духовного лидера.
 Так же будет интересно проследить эволюцию представления о начальстве:
1. Гусар.
2. Бюрократ.
3. Бухгалтер.
4. Экономист.
5. Слуга народа.
6. Пастух.
7. Пастырь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий