суббота, 28 апреля 2012 г.

О психологии.


 Недавно, оказывается,  был день психолога, поэтому поговорим о такой науке, как психология.   Есть ли такая наука, имеет ли она под собой действительно серьезное обоснование? Или она подобно экономике и праву суть замена древних шаманов-жрецов с их бубнами, невнятными приговариваниями  и неудачными предсказаниями? И единым удобным объяснением на все случаи жизни: «такова воля богов?». Пардон, «такова игра цифр или слов».
 Для начала поделюсь личными наблюдениями. Все случаи, когда мне приходилось сталкиваться с психологами, психиатрами или психотерапевтами, оказались очень примечательными.
 Так, при прохождении призывной комиссии в военкомате, в память навсегда врезался облик местного специалиста по психам. С крайне напряженным, сильно косящим  взглядом, затрудненной речью и общим впечатлением, что он изо всех сил сдерживается от желания броситься на меня и сделать что-то гадкое. Причем все мои одноклассники испытывали неприятное ощущение от этой беседы. А одного шутника, перекривлявшего строгого доктора,  на полном серьезе направили в психоневрологический диспансер.
 Вторая не менее памятная встреча была уже на профессиональном медицинском осмотре. Очень симпатичная, даже красивая девушка, но тоже слегка косящая и с заметными дефектами речи. Но главное не это, а резко бросающаяся в глаза  неадекватность реакций, тона, вопросов и всего осмотра.
 И эти «врачи» могут кого-то вылечить?
 Каждый может дополнить сказанное своим опытом общения со специалистами по психам. Но думаю, что здесь можно сделать первое обобщение: с этими специалистами явно что-то не так. Слишком мало они похожи на бесконечно доброго и отзывчивого Айболита.
 Полноту картины хотелось бы закончить общепамятной практикой сеансов А.Кашпировкого. С не менее внушительным напряжением (т.н. «энергетикой») и такой же явной неадекватностью слов и интонаций.  Направленных на полное  подчинение, а не на дружественную помощь страждущему.  И, несмотря на многомиллионную аудиторию и усердие прославленного психотерапевта, добившегося некоторых успехов разве что в победе над энурезом. Но так и не  спровоцировавшего никакого подлинного, общепризнанного  чуда, даже несмотря на закон больших чисел.
 После темы врачей уместно перейти к самим больным. К счастью, хотя лично мне не приходилось непосредственно общаться с психами, но один мой школьный товарищ долгое время работал медбратом на Игрени, в известной в г.Днепропетровске психиатрической лечебнице.
 Самое удивительное, что наши дружеские насмешки по поводу характера его работы, он вполне серьезно отвечал, что мы заблуждаемся. Напротив, психи (если не считать вконец опустившихся наркоманов и алкоголиков) – это, как правило, образованные, интеллигентные и нередко очень высокопоставленные люди. Многие из них находились на ответственной партийной работе (дело было накануне развала СССР).
 Нахождение в больнице многие объясняли просто стрессами, нервным срывом, не исключено, что многие просто хотели иметь на всякий случай справку, освобождающую от ответственности.
 Кроме того, что эти психи были очень интересными собеседниками, мой товарищ неоднократно отмечал, что они ни в коем случае не производят впечатление психов, т.е. людей явно неадекватных, недееспособных. Скорее наоборот, это вполне нормальные люди, единственным отличием которых является некая, порой вполне безобидная странность, например способность слышать «голоса» или какие-то  гипертрофированные страхи, или как нынче говорят, фобии.
 Т.е. отличить подлинного психа от притворщика, работающего «на справку» было практически невозможно.
 И здесь можно сделать второе обобщение: насколько врачи по психам не похожи на простых докторов, настолько их пациенты мало отличаются от обычных здоровых людей.
 Теперь копнем глубже. Что является предметом психологии, как науки? Душевные болезни. Т.е. болезни Духа, т.е. того, что с точки зрения материалиста и атеиста в принципе не существует.
 Иными словами психотерапевты отобрали у Церкви «опиум для народа» и с удовольствием им торгуют. И тем, собственно, и отличаются от обычных врачей, худо-бедно, но лечащих вполне реальные телесные немощи. 
 Тема болезни Духа тесно связана с понятием Разума, Жизни и её смысла, т.е. вопрос в высшей степени  фундаментальный. И если у Церкви есть на подобные вопросы фундаментальный и однозначный ответ, у философии есть множество невнятных и глубокомысленных попыток ответов, то психология даже не подозревает о том, что следует брать за образец, что можно считать здоровым Духом.
  А не зная разницы между больными и здоровыми лечить невозможно.  Именно поэтому третий вывод таков: психология – это очередная лженаука в ряду буржуазных, западных лженаук.
 Читатель может возмутиться: но ведь есть же настоящие природные психи, которые не притворяются! Пусть методы у психологов топорные, пусть  они в чем-то ошибаются, но какое это дает мне право делать такое обобщение?
 В ответ замечу, что природные психи обычно достаточно смирны и безобидны, они находятся на уровне детей, на том уровне проблеска сознания, после чего их духовное развитие остановилось.
Основной интерес представляют люди одержимые, ставших психами в результате какого-либо душевного потрясения или переживания. А точнее  в силу прогрессирования какой-либо мании, страсти, которая становится всепоглощающей, всеохватывающей, она собственно и затмевает разум. После чего уже и следуют совершенно неадекватные реакции, нерациональные суждения и поступки. 
Нерациональные только с точки зрения обычного, спокойного разума, чуждого этой страсти.
 Например, влюбленный легко рискует жизнью  ради удовольствия  любимой, хотя это и не рационально. Или одержимый страстью чревоугодия готов тратить все свои сбережения на еду, хотя бесстрастному человеку и такое изобилие пищи, и такое распоряжение финансами покажется диким.
 Точно так же ценности власти, коллекционирования денег или «активов», автомобилей, вещей, физической привлекательности, поклонников, сексуальных партнеров рождают соответствующие логические цепочки, ведущие к самому обычному безумию.
 Еще примеры: ценность доминирования приводит к сверхагрессии, результатом чего  является как немотивированное буйство, так и страх преследования. А ценность самооправдания, самосовершенства  приводит к зависти, осуждению других, фарисейству и ханжеству. Которые так же непосредственно отрицают истину, т.е. в сущности безумны.
  Более того, весьма распространен вполне сознательный и рациональный отказ от разума. Поскольку ясное сознание и понимание  происходящего требует самого настоящего непритворного мужества. А идиотом быть легче, с дурака спрос невелик. Поэтому отказ о разума в пользу идиотизма является не только не глупостью,  но наиболее изощренной уловкой, способом ухода от ответственности.
  Так ценность ограниченной ответственности приводит к ограниченности разума.
  Подобная логика может быть распространена на абсолютно любое психическое расстройство. Существует лишь  конфликт ценностей, в результате чего один человек кажется другому безумным, но проблема не в нарушении логических цепочек, т.е. в логике, а в том, что эти цепочки изначально строятся от ложной базы.
 Базы, которая оторвана от Закона Божьего, которая стала относительна в отношении самой себя. А раз нет точки отсчета, нет нормы, то нет и душевноздоровых, т.е. все мы просто психи.    
 И здесь просто идеально подходит древний способ борьбы с душевными болезнями. Так  как их вызывают бесы, которых мы сами впускаем в себя, т.е. наши страсти, то и лечение просто.
 Пост, молитва, Церковь.
 Это и есть норма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий