вторник, 13 марта 2012 г.

Новая экономическая парадигма.


   Данная статья логически следует из тезиса озвученного в предыдущей публикации «О товарно- денежных отношениях». (См. так же книгу «Дефляция - не тупик, а выход»)
  Немного повторимся, резюмируя сказанное ранее. Ключевой проблемой современности является неуклонное возрастание производительности труда, очень болезненное и нежелательное следствие  научно-технического прогресса. С которым пытались бороться еще луддиты-«разрушители машин» 18 века.  И который вот-вот поставит вопрос ребром перед всем человечеством: период экстенсивного, непрерывно расширяющегося развития рынков закончен.
 Некоторое (и достаточно продолжительное) время можно протянуть за счет «интенсивного развития», т.е.  надувания разного рода финансовых пузырей и бумов на псевдоэкономических рынках.  Можно организовать мировую войну, чтобы получить новый источник реального экономического роста.
  Но все это не решает проблему в принципе. Бесконечный рост производительности труда отрицает потребность в пролетариате. Что мы и видим: подлинно созидающие профессии городских мастеровых или крестьян вымирают, основные современные профессии – грузчики, продавцы, водители и охранники плюс менеджеры, парикмахеры и бюджетная сфера.
  Современному высокотехнологичному производству достаточно нескольких инженеров и квалифицированных техников, остальной пролетариат ныне может только мечтать о «высокоинтеллектуальном» труде рабочих фордовского конвейера. Такого труда уже почти нет, а скоро не станет совсем.
  Причем здесь речь идет вовсе не о Евангельском отношении к труду, как главной потребности человека.
  Главный вопрос современности можно сформулировать так: Как обеспечить существование устойчивого, стабильного, динамически развивающегося общества, не изменяя ничего в его «экономическом базисе», т.е. оставляя неизменными  доминирующие либеральные ценности, ограниченную ответственность частного собственника и отрицание гипотезы о Боге?  
  Ранее я думал, что это невозможно. Но такой выход есть. И его можно с полным основанием назвать новой экономической парадигмой.
  Бесконечный рост производительности труда и неограниченное научно-техническое развитие могут быть уравновешены только полной тупостью рядовых исполнителей. Одновременно достигается так же и управляемость и стабильность такой системы. И все это логически совместимо и даже взаимосвязано с общемировой тенденцией монополизации средств производства и централизации капитала и управления.
 Именно для этого и работают самые лучшие ученые в сфере образования и менеджмента. Именно для этого любой тривиальный производственный процесс недюжинными усилиями  высокооплачиваемых специалистов консалтинговых компаний превращается в ноу-хау. Когда никто уже толком не понимает, как система работает.
 Именно ради этой благородной цели процветания ничего не меняя в обществе, студенты учат никому не нужные разрозненные факты, а менеджеры с умным видом делают вид, что управляют организацией с помощью компьютерных графиков и презентаций.
  Именно для этого мы смотрим и слушаем то, что по недоразумению называется киноискусством, театром или музыкой. Для этой великой цели все более убогим становится эстрадный юмор.
 На что мы только не готовы, ради стабильности, ради процветания, ради комфорта, ради выхода. Хотя может такой выход ещё хуже тупика?

4 комментария:

  1. За то согласитесь все это вносит текущий смысл в жизнь. И очень не многие могут довольствоваться исключительно духовными удовольствиями.

    ОтветитьУдалить
  2. Да нет. Вот членами меряться - это духовное или материальное? В сущности все сводится к пониманию этого духовного. Одни - кто круче (что я не прав? каждый предпочтет быть первым среди бедных, чем последним, среди богатых, т.е. всякое богатство относительно, ценно только в отношении к соседу),
    другие - отрицают сам такой подход, отказываются от этой игры.
    Все мы, как только перестаем друг с другом меряться - милые ребята. И понимаем нормальные, нематериальные ценности и стимулы. А меряемся в основном по привычке. Потому что "не слабо". Как дети.

    ОтветитьУдалить
  3. Это самое "управляемость и стабильность" не может возникнуть в силу несоответствия возникающих задач и набором располагаемых инструментов. Сетевые корпорации, ведущие борьбу за новый мировой порядок, в силу ограниченности собственных управлящих возможностей, не в состоянии попросту решать возникающие проблемы. Нарастающая масштабность задач, их чрезвыччайная сложность приводит к росту дисбалансов в мировой системе. В сетях нет специалистов, способных описать и осознать, что в реальности происходит в системе, ибо социалогия в сотни раз сложней, как наука, по сравнению с деланьем денег. Пытаясь удержать научно-технический прогресс, через десоциализацию, доминирующая система приводит мир к постоянной неуправляемой нестабильности. Прирост дураков, сам по себе ничего не решает, так как развитие системы - есть планетарный механизм и его невозможно отменить. Все эти меры временные. Растущая производительность труда отменяет не труд людей, а саму сущность капитала, как главного механизма системы. При близкой к нулю себестоимости невозможно извлекать масштабную прибыль. Что касается соразмерности пиписек, данная страсть приобретена в условиях адельфофагии, когда один вид человека активно употреблял на завтрак другой вид, и только физическое превосходство давало шанс на выживание. Избавиться от нее возможно только, когда человечество избавиться от хищников в лице себе подобных.

    ОтветитьУдалить
  4. Мне кажется Вы преувеличиваете сложность и масштабность задач.
    Вот с помощью сохи и лука накормить семью, одеть да победить каких нибудь тевтонцев или татар - вот это было сложно.
    А с компьютером, техникой, профессурой и т.п. как то странно жаловаться, что сложно управлять.
    Т.е. проблема не в задачах, а в менеджерах и подходах к управлению (дисбалансы сами по себе ниоткуда не возникают). В частности я уже не раз высказывался насчет бессмысленности тотального контроля, об ответственности и доверии.

    А насчет соразмерности - согласен, это реликт прошлого. Соревноваться нужно в другом и в первую очередь самим с собой. Из чего прямо вытекает тот самый риунизм - противоположность соревнования в пиписьках.

    ОтветитьУдалить