среда, 15 февраля 2012 г.

Миф об отсталости.


  В замечательном исследовании, которое сейчас публикуется на Инофоруме  (ссылка) приводятся поразительные факты культурного и социального регресса западного общества. Однако, этот регресс принято рассматривать как частный случай, характерный современности, распространить этот вывод на все эпохи кажется  некорректным. Ведь именно Западу мы обязаны достижениями современной цивилизации, научными и культурными достижениями.
 Развеять эту химеру, верование, этот совершенно нелепый миф и является целью данной статьи. Причем признайтесь, уважаемый читатель, Вам наверняка эта цель кажется дикой,  подвергающей сомнению самые основы нашего миропредставления.  Настолько въелось в наше сознание убеждение, что Россия – отсталая страна, вынужденная вечно «догонять» передовой и цивилизованный Запад, в силу своей необоримой лени и пофигизма. В силу реакционности ортодоксальных попов и богословия, стоящих на пути прогресса. В силу врожденного национального менталитета или привнесенного извне Православием раболепства, безответственности и покорности тиранам.
 Все это не более, чем пропаганда.
 Причем чтобы убедиться в этом не нужно особого образования или уникальных знаний, вполне достаточно общедоступной информации и среднего уровня образованности.
 Значительную путаницу главным образом вносит отсутствие корректного сравнения. Ведь сравнивать нужно не славян как супер-этнос, восточных славян, русских или «евро-азиатов» с просвещенной Европой. Ни национальный, ни географический фактор малейшего значения не имеют.
 Единственный решающий и все определяющий фактор – христианство. Именно этот фактор объясняет, почему глобальное противостояние в древние века имело противоположный характер (христианский Запад и варварский Восток), некоторое время оно имело характер Север-Юг, пока не приняло современную форму варварского Запада и христианского востока. Соответственно и национальный фактор имеет совершенно третьеразрядное значение.
 Ибо русские или славяне стали великим народом, обрели государственность, армию, самобытную культуру и письменность, более того стали единственным непобедимым военной силой народом не ранее, чем приняли христианство.  А если бы не приняли, никто бы и не вспомнил о диких племенах отважных лесных варваров, они исчезли бы в небытие вслед за куда более могущественными и развитыми народами.
 Именно в этом величие князя Владимира, которому мы все обязаны той Россией, которую мы знаем. Именно там корни и Романовской России, и СССР, и  современного возрождения.
  Наша неиссякаемая сила кроется не в особом русском «менталитете», а в русском духе, который является, прежде всего, духом православным. Если же продолжить тему глобального противостояния, то именно в христианстве Рим достиг своего максимального расцвета и был непобедим военной силой. Несмотря на точно такие же регулярные набеги орд варваров, как и те, которые с периодичностью маятника терзают нашу страну уже тысячу лет.  И только вырождение христианства означало капитуляцию Рима и превращение власти пап в насмешку над христианством.
 Судьба следующего географического и национального центра христианства – Константинополя более благополучна. Но и он пал не в результате военного поражения, а в результате глубокого внутреннего вырождения. Причем вырождения, прежде всего, христианства, а не какого либо общественного, демографического или экономического упадка.
  Причем приоритет Рима и Константинополя в вопросах культуры и образования над ордами варваров неоспорим. Напрочь отрицается только культурный приоритет России перед Европой, материальной (но не духовной!) наследницей христианского Рима.
  Развенчанием этого мифа займемся чуть ниже, а сейчас можно сделать первое обобщение.
 Все историческое глобальное противостояние в течение 2 тысяч лет практически целиком вписывается в дуальное противостояние цивилизованного центра, восприимчивого к христианству, и безбожных варваров, формально поклоняющихся чему угодно, но в сущности ценящих лишь золото и военную силу.
 При этом созидание и образование однозначно прерогатива первого центра, а разрушение, мракобесие и суеверия – второго. Цивилизации, альтернативной христианству не существует, так как противная сторона проповедует только разрушение и отупление. А, следовательно, может существовать лишь пока существует сам объект разрушения. 
 (Грех тождественен разрушению,  ссылка)
 Именно поэтому выводы исследования, о котором шла речь в начале статьи  (ссылка), являются отнюдь не частным случаем. Король действительно голый.
 Вот и другие аргументы.
 Наиболее устойчивым из мифов являются вера в высокоразвитую науку Запада. В том числе: преимущество западной системы образования, выдающиеся научные достижения, географические и астрофизические открытия, технологические успехи, создание невиданных ранее механизмов.
  По большому счету, это единственный из мифов, который имеет под собой реальные основания.  Это - успешные исследования в области новых вооружений и средств убийства. 
  Хотя трудно сказать, что эти достижения привели к реальному увеличению благополучия (если не считать средств развлечения и технического мусора). Наоборот, качественное питание, одежда и жилье все более и более становятся недоступной роскошью. А ведь именно это и есть истинные материальные потребности человека, судя по степени их удовлетворения уровень благополучия общества скорее снижается.
 Но даже если допустить техническое превосходство западных ученых (где наша не пропадала!), то их первенство в «чистой» науке крайне сомнительно. Так США не имеет ни одного всемирно признанного ученого, а как минимум половина выдающихся открытий сделана восточноевропейскими учеными, немалая часть – русскими. И это несмотря на постоянную скупку знаний, при полном отсутствии войн и масштабных социальных потрясений, что фактически привело к монополии Запада на информацию. И периодической утрате всеми остальными странами накопленного потенциала. Все это особенно критично в исторической науке.
  Только эта монополия в науке не только не привела к каким либо открытиям, но наоборот вызвала заметный даже непосвященному застой в естественных науках. Апофеозом которого являются одиозные исследования «британских ученых».
 Поэтому не нужно удивляться, почему подавляющее большинство известных ученых – европейцы (но не американцы!). Удивление должно вызывать, как при существующем режиме научной протекции мы умудрились удержать паритет.
  Здесь попутно следует развеять ещё один миф. Будто бы попы стоят на пути прогресса. Дело в том, что Коперника сожгли на костре не христиане, христианам религия прямо запрещает убийство  даже самого заклятого врага (Оно допускается только в одном случае – для защиты Родины и Веры и только в самом крайнем случае, на поле боя). Поэтому инквизиционные пытки в Европе к христианству не имеют никакого отношения, кроме как разве что специально опорочить и создать тот самый миф, который мы выше начали развеивать. Мракобесие – удел безбожников, Церковь всегда несла в народ просвещение. И вот это – правда.  
 Как, правда и то, что нами всегда правили не «тираны», а вожди нашей страны, признанные и часто любимые всем народом. А настоящие тираны, уже без всяких кавычек, вроде Гитлера и  Наполеона вели свои народы, против всякой их на то воли, к нам на убой, соблазняя богатой добычей.
  Этот, второй по мере распространенности стереотип касается более совершенного общественного устройства, демократии, отсутствия коррупции, верховенства права, высокого уровня справедливости и свободы. Стереотип, имевший место даже в древнем Риме. Оказывается  римляне, у которых  была самая, что ни на есть, реальная демократия и народоуправление верили, что Карфаген в этом плане куда прогрессивнее.
 Т.е. наши комплексы родились много раньше, чем возникла сама наша «отсталая» и «коррупционная» государственность. Они родились в древнем Риме.
 При этом даже сама постановка вопроса, какое общественное устройство следует полагать более справедливым и совершенным, римское, византийское или даже российское, или банд и орд всяких готов, вандалов и степных кочевников является смешной. Само понятие права полностью идентифицируется с Римом. Без Рима в мире было бы лишь право силы. 
 Именно поэтому вся современная европейская правовая система является целиком заслугой древних римлян, реликтом их былого расцвета. Тогда как альтернатива – англосаксонская система права,  как  известно, отрицает само понятие закона и ставит во главу угла понятие прецедента. Что совершенно немыслимо с точки зрения элементарной справедливости и самой сущности права, которое должно защищать, а не оправдывать.
 Что же касается современной, а так же из новейшей истории западной «демократии», то она целиком повторяет олигархическую клику Карфагена, является абсолютно непрозрачной, несмотря на внешние атрибуты монархии (как в Британии) или демократии (как в США). Поскольку вероятность изменения власти в этих странах в результате народного волеизъявления отсутствует. Как и личная ответственность монарха перед народом. Не говоря уже о жесточайшем внутреннем полицейском прессинге. Или об отсутствии даже подобия хоть какой-либо общественной дискуссии по поводу путей развития страны, выходящей за рамки обсуждения налогов и трансфертов.
 И это в отличие от наших стран, в которых власть реально может измениться вследствие потери доверия со стороны народа, где дискуссия на темы судеб Родины является непременной главной темой любого серьезного разговора, что на ТВ, что в интернете, что за столом. Где в тюрьмах сидят преимущественно настоящие преступники, а вовсе не несчастные, попавшиеся под руку американскому правосудию. Не говоря уже о свободе слова, которая если и есть где то в этом мире, то только у нас.
 Поэтому тема оптимального государственного устройства, если очистить её от рекламы и штампов, свидетельствует, что островки нормального, человеческого жизнеустройства сохранились только у нас. В том числе и римского права. И именно на их разрушение и направлена западная пропаганда.
Следующим распространенным стереотипом являются культурные достижения. Даже если опустить тот факт, что Европа в сущности является складом добра, награбленного по всему миру, её культурное первенство весьма сомнительно. (Американское культурное «первенство» с его Голливудом, фаст-фудом и массовой культурой общеизвестно и в критике не нуждается). В сущности, все обаяние культурной Европы зиждется на её славном христианском прошлом.
 Отсюда следуют явные апокалиптические нотки её культурной традиции, осознание неизбежного разрушения, «чревоточины», которая пронизывает творчество, начиная от Освальда Шпенглера  до Стивена Кинга и современных картин глобального конца света. Даже гамлетовское «быть или не быть» насквозь пронизано этим ощущением обреченности и безысходности, совершенно чуждым русскому духу, всегда находящем в самых безвыходных ситуациях убедительные причины, чтобы жить. («Лучше уж помучиться» - вот достойный русский ответ незадачливому шекспировскому герою.)
 Чтобы убедительно показать всю убогость европейской культуры не следует сравнивать количество художников, поэтов, композиторов или философов. И еще меньше смысла их ранжировать, взвешивать и сравнивать. Достаточно разобраться в источнике их вдохновения и тенденции их творчества.
 Что есть музыка? Музыка – это молитвенное песнопение, которое возникло много раньше оперы, камерной музыки или шансона. Т.е. все современное музыкальное искусство берет начало в церковных хорах, именно такова историческая хронология. Даже подавляющее количество «народных» песен относительно молоды, они не уходят слишком далеко в глубь веков. Таким образом, музыку людям подарило христианство, заменив бубны и барабаны дикарей с истошными завываниями шаманов на внятный текст и мелодию.
 Теперь проследим развитие музыки. От симфонической, оперной и органной она делает шаг к духовой и народной, затем к джазу и шансону, затем к рок-н-роллу  и «металлу», затем к хип-хопу и рэпу, пока не превратилась в нечто, где полностью отсутствует как мелодия, так и смысл. Наиболее продвинутая музыка становится либо рабочим фоном, либо средством поднятия возбуждения перед спариванием.
 Аналогично проследим развитие живописи. Начало она берет с иконописи, так как именно роспись храмов и отображение ликов святых дали начало творчеству художников эпохи «возрождения». При этом сначала христианские темы были заменены написанием портретов обычных (не святых) людей, природы, пищи, а так же соблазнительных женщин. Затем каноны красоты и правдивости были напрочь утрачены благодаря различным экспрессионистам, абстракционистам, символистам, модернистам и т.п. Об окончательном умирании  живописи, как искусства нам убедительно говорит «Черный квадрат» Малевича.   
  Рассмотрим метаморфозы такой части искусства, как театр. Современный театр берет начало именно в храме, а не в античном театре, преемником которого является современный цирк или стадион с его ареной и трибунами. Современный театр, с его занавесом, помостом и партером целиком повторяет храм с его воротами, алтарем и принципом, что алтарь должен возвышаться над обычным полом. (Какой в этом смысл в театре?) Единственная разница – в церкви хоры находятся возле купола, чтобы пение казалось исходящим от ангелов, в театре же оркестр находится в оркестровой яме. Думаю и так понятно почему.
 Теперь проследим развитие театра, а затем и кинематографа.  Если первые пьесы повествовали о высокой любви и благородных чувствах, об удивительных душевных переживаниях и приключениях, то чем дальше, тем больше театр стремился развлекать. Фактически во всем мире он выродился в подобие «Мулен руж» и только в нашей стране еще можно увидеть иногда нетривиальные спектакли.
  Аналогичная ситуация с кинематографом, который, пережив эпоху детективов, боевиков,  ужастиков, фэнтези и апокалипсисов столкнулся с полным идеологическим кризисом. Что ещё может возбудить пресыщенную психику современного зрителя, если «Послезавтра» и «2012» его уже оставляют равнодушным? Разве что добавить к апокалиптическим сценариям  изрядную долю порнографии. И ещё больше уменьшить логику, оставив зрителю лишь череду быстро меняющихся образов, чтобы он скользил по ним без внутренних переживаний и размышлений. Врубив развлекательную функцию на полную и отключив все ей мешающее.
  Отдельно коснусь такой дисциплины как философия. Вся западная философия сводится к отрицанию Бога в той или иной степени. А потому никакой ценности не представляет. (Кто не согласен со мной – читайте на здоровье. Крепкий сон гарантирован)
  И последний момент – война. Вот здесь действительно первенство не за нами. Именно противники христианства проявили удивительную изобретательность в изобретении новых орудий убийства. От слонов Ганнибала (ссылка) до термоядерной бомбы. А мы всегда в этом вопросе «пасли задних» и упорно догоняли. Начиная с изобретения железа, стремян (что в немалой степени позволило кочевникам покорить пешую Русь), рыцарских доспехов, пороха, кораблестроения, танков, самолетов, ракет, химического, бактериологического и ядерного оружия. И абсолютно каждый пункт в этом списке – титанические усилия наших предков, чтобы выжить. Но как хорошо все-таки, что ни разу за нами не было первенства в изобретении нового оружия человекоубийства!
 Но и здесь мы лучше. Не нужно много слов: автомат Калашникова, Т-34 и «Катюша», СС-20, современные ЗРК. Т.е. по каждому пункту ключевых вооружений мы, невзирая на некогда безнадежное отставание, наголову превзошли своих оппонентов.
 Чудо? Нет. Просто расстаньтесь навсегда с мифом о нашей отсталости.

1 комментарий:

  1. Тезис о варварах на новом уровне раскрывает тему пиратов-англосаксов, которые ждать не умеют (http://economicsdivestment.blogspot.com/2010/11/blog-post_08.html) Они мечтают жить в капитанской каюте, но не желают стоять на мостике. "И корабль плывет", только до первого рифа или бури. А все потому, что когда отказываются от Бога, бал начинает править Израэль Хэндс. (Какое говорящее имя!)

    ОтветитьУдалить