понедельник, 17 января 2011 г.

Что такое рыночная экономика.


   Думаю, пора написать, что такое рыночная экономика без прикрас. 
  К чему сводятся понятия «свободная торговля», «эффективный рынок»? К тому, что в результате глобальной конкуренции выживают лучшие, в результате чего мы покупаем японские или немецкие машины, смотрим Лигу и лучшие матчи европейских чемпионатов, пьем кока-колу и отдыхаем в  Египте или Таиланде.
 Что ж тут плохого? Каждый сравнивает яркие современные витрины и продуктовые полки с застойным тотальным дефицитом и радуется прогрессу в обществе и свободе.
  Что ж выйдем из торгового центра и пройдемся по городу.
  Что мы видим? Ну, во-первых – кучи мусора. Мусор везде, стоит лишь сойти с красной линии, во дворы, а лучше за дворы. Там где раньше были парки, набережные, посадки, балки. Причем не просто кучи мусора, а откровенная свалка – потребуются сотни грузовиков, чтобы это все очистить.
  Но вернемся во дворы. Несмотря на дорогие автомобили, дворы изрыты трещинами и ямами, где постоянно стоит вода. И тоже мусор. На фоне джипов.
  А что в подъездах? Несмотря на плазмы и Интернет в доброй половине квартир, пройти по лестнице и в лифте без ощущения гадливости нельзя. Даже если есть домофон, ну а если нету…
  К этому нужно добавить отсутствие в кранах горячей воды (а у доброй половины страны и холодной), полутеплые батареи. Холод в школах и детских садах, в результате, которого и 3-4 раза в год происходят так называемые  «эпидемии гриппа».
  Очевидно, что проблема в ближайшее время будет решена тем, что джипы постепенно переедут в новостройки с консьержами и подземными гаражами, а старые городские кварталы окончательно превратятся в гетто, как в кино. Но речь в статье не об этом.
  Я лишь хотел продемонстрировать, что РАБОТЫ в ЛЮБОМ городе до хрена. Это и текущие водопроводы и крыши, и элементарное патрулирование улиц. Не говоря уже про стоящие заводы. К примеру, наш ДМЗ (Днепропетровский машиностроительный завод), был недавно там. Это целый квартал километр на километр (или больше) высоченных заводских и конторских корпусов. Пусто. Работает всего 3-4 корпуса, в каждом из которых «завод». Раньше завод кормил не менее 100 тыс.человек.
  Теперь все эти люди работают водилами, сторожами, продавцами да менеджерами…
  Но может так и надо? Ради всеобщего процветания?
  Что ж поедем в село. Но ведь в селе то же самое: разрушенные коровники и птичники, плохо возделываемые поля, вымирающие села. Никто не покупает молоко и мясо – слишком дорого, у сторожей и менеджеров денег мало, вот и получается, что и сельское производство не нужно.
  И на все отговорка одна: ДЕНЕГ НЕТ!
  Но как же так? Почему народ сидит голодный и беспомощный, когда вокруг работы невпроворот?
   Ответ один: рыночная экономика!
   Как бы вы отнеслись к тому, что супруги поссорились и перестали уделять внимание супружеским обязанностям только потому, что они недостаточно хороши с точки зрения мировых стандартов? Ну, недотягивает жена до Анджелины Джоли, а муж до Бреда Питта?
   Именно этот идиотизм и положен в основание идей о свободной торговле и эффективном рынке.
   Не может соревноваться наш сельский житель с производителями молока из пальмового масла и урожаями генномодифицированной дряни в США или какой-нибудь Новой Зеландии.
   Хуже наш Запорожец, чем Тойота. И, главное, не дешевле.
    И если мы немедленно не избавимся от этого верования в благотворность глобальной конкуренции, не будет у нас ни детей, ни конкурентоспособной экономики.
   На чем строится конкурентное преимущество Турции, Египта или Таиланда? Да лишь на том, что наш турист с парой сотней долларов в кармане чувствует себя там олигархом.
   На чем строится конкурентное преимущество Китая? Да на том же самом: чашка риса и кружка чая там доступны по отнюдь не мировым ценам. А иначе не было бы никакого «чуда».
   Даже конкурентное преимущество США и Европы связано не только с монетарными фишками, но и с тем, что большинство населения этих стран бедны, как церковные мыши. И не могут позволить себе сорить деньгами на мировых курортах.
   Вот что такое рыночная экономика без прикрас.
   Так что дело вовсе не в суровом климате России, а тем более Украины,  перла из перлов никчемных экономических теорий. Дело в бездарном экономическом регулировании. Непонимании сути сделанного глобального выбора. Непонимании того, что рыночная экономика не функционирует без того, чтобы праздник жизни витрин и торговых центров большинству населения был недоступен. Что денежная накачка экономики безопасна только при сохранении крайне низкого уровня жизни большинства.
   Поэтому, если в России поднимать цены на ЖКХ, монетизировать льготы и делать мировые цены на энергоресурсы, то глупо жаловаться на currency board, в результате которого «денег нет». На Турцию с Таиландом ведь денег хватает? На счетчики газа и воды денег хватает? На питьевую воду в бутылках?
   Проблемы не в отсутствии денег, а в неэффективном их использовании. Наглядные примеры чего припаркованы в каждом дворе.
  Короче говоря, по пунктам:
  1. То, что нет работы – миф.
  2. То, что нет денег – миф.
  3. То, что российская/украинская/любая другая экономика неэффективна в силу каких либо естественных обстоятельств – миф.
  4. Выход: не важно строится рыночная или государственная экономика, без серьезного государственного вмешательства современная экономика немыслима. И наиболее быстрый выход из кризиса – восстановление мощного государственного производственного сектора. Которого так откровенно боится рыночная экономика. Несмотря на всё его несовершенство и отсталость.

   А иначе, если вместо жены рассматривать  картинки с Анджелиной,  детей не получится. И ведро с мусором никто не вынесет. Ведь «денег нет».

Комментариев нет:

Отправить комментарий